-8- - Сорок пять, - сказал второй пилот. - Что "сорок пять"? - спросил первый. - Курс сорок пять. Вы две минуты назад спрашивали. - Разве? - Да, я точно помню. Первый пилот посмотрел на текущий курс. - А он и так сорок пять. Интересно, зачем я спрашивал, - тут он уцепился за другую мысль. - Тебе что, _две минуты_ надо, чтобы только узнать курс? - Нет, просто вы тогда прибор рукой заслонили. - Какой? - Ну, вроде правой. - Я спрашиваю, какой прибор?! - Тот, что курс показывает. Второй пилот обеспокоенно посмотрел на первого, и на всякий случай положил руку поближе к рычагу катапультирования. - Сэр, с вами точно все в порядке? - Нет. Со мной не все в порядке. Я не спал трое суток, И ТЫ ЭТО ЗНАЕШЬ! - Аа. Знаю. Кстати, спасибо, что разрешили немного отдохнуть по пути. - Всегда пожалуйста, - выдавил из себя первый пилот, и добавил вполголоса. - Лишь бы не зудел под ухом... Открыв новую упаковку стимуляторов, он достал оттуда пару таблеток и проглотил, не запивая. - Вам нельзя столько, сэр. Оно с побочными эффектами. У вас будет... Первый пилот сделал останавливающий жест рукой, заключавшийся в зажимании ладонью рта собеседника. - А это уже мои проблемы. Вот город, - он показал вниз и вперед. - Не знаю, зачем мне понадобился курс, если его и так прекрасно видно... Ладно. Мы здесь, в пяти километрах от него по горизонтали и в двух - по вертикали. Нам осталось только найти тот самый док, а дальше - дело техники. Если только твои "побочные эффекты" не начнутся через десять минут. Где-то на окраине города, недалеко от них, что-то жутко большое начало медленно отрываться от земли, оставляя за собой длинный шлейф раскаленного газа. - Лево руля, пожалуйста, - попросил первый пилот. - И ПОБЫСТРЕЕ. - А что там... - Я СКАЗАЛ, ЛЕВО РУЛЯ! Их транспортник отлетел на километр влево, и снова завис в воздухе. - Так что это... - Тебе не хотелось бы находиться на этот несчастный километр ближе. - Но я не... - Не хотелось бы. Это тоже транспортник. Так что прояви уважение к коллегам, не заставляй их доказывать потом в суде, что их стартовая волна действительно соответствует нормам для таких разгонных двигателей. - Я не знал, что они бывают такими большими... - Так... Панели! Затеняй, СЕЙЧАС ЖЕ! Второй пилот успел повернуть нужный регулятор, и стекла передней и боковых панелей стали тонированными чуть ли не до черноты. Корабль пролетел мимо них, и даже сквозь девяностопроцентное затенение кабину с двумя начинающими контрабандистами наполнил яркий свет. - Почему я? - возмутился второй пилот, вернув стеклам должную прозрачность. - С вашей стороны панель управления почти такая же. - Учиться тебе надо, вот почему. А может мне просто нужен повод на кого-нибудь сейчас хорошенько поорать. Какая разница... Проверь груз. - Не могу, - сказал второй пилот. - Нам же ящики запретили открывать. - Ну так проверь ящики. Давай-давай, вали отсюда. *** Зорик запрыгнул на заднюю площадку автобуса как раз в тот момент, когда тот уже отъезжал от остановки. Придержав рюкзак, чтобы его не раздавило дверьми, он немного отдышался и плюхнулся на ближайшее свободное место. Пассажиров, включая него, было только трое, так что мест вполне хватало. - Бегать полезно, когда в меру, - заметил пожилой фэйр, отвлекшись от чтения газеты. - А мне иначе никак, я спешу, - пояснил Зорик. Автобус шел почти до центра, и раз уж ехать предстояло далеко, то можно было и поговорить. - Вопрос жизни и смерти. - Молодой чело... Тьфу, вот ведь привязалось... Юноша, так или иначе, все в этом мире - вопрос жизни и смерти, - сказал старик, поправив очки. - Вся разница в том, как к этому подходить. Или подбегать. - О, философия... - вздохнул Зорик. - И готов поспорить, что вы как минимум профессор в этой области. - Вы имеете что-то против философии? - строго спросил фэйр, который и правда являлся профессором. - Ни в коем разе. Но для меня она имеет исключительно спортивный интерес, - профессиональный собиратель информации отвернулся к окну и сделал еще одну попытку дозвониться до дома, с тем же результатом. Собрав в кулак всю волю, он повернулся обратно и предложил: - Можно порассуждать о высоких материях. Профессор усмехнулся. - Нет, юноша, вы плохо меня знаете. Может, я и философ, но в свободное от лекций время предпочитаю находить высокие материи вот здесь, - он показал на газету. - "Ежедневник". Немного приврано, но в целом неплохо. - Вы считаете - приврано? - поинтересовался Зорик. - Ну вот посмотрите хотя бы на эту статью, - фэйр раскрыл "Ежедневник" на второй странице. - Что скажете? - "Грабитель в сортире. Мобильная туалетная кабинка наносит удар по банку." Знаете, может вы мне и не поверите, но это правда. Зорик быстренько прочитал статью, отметив, однако, что действия героя были несколько приукрашены, а также отсутствовало упоминание разрушения части стены. Поэтому он решил не спорить - от перемены мест слагаемых сумма не менялась. - Хотя вы правы, здесь и правда немного приврано. - Что я и говорю. А вы кем работаете, если не секрет? Учтите, сбор информации за профессию не считается. - Хе.. - Зорик понял, что собеседник попался правильный. - Установки и наладка электроники. Он поставил рюкзак на колени и достал оттуда одну из бутылок. - Молока не хотите? - Отчего же не хотеть, - сказал профессор, принимая бутылку. - Спасибо, не откажусь. Разрешите полюбопытствовать, а зачем технику молоко? - Профессия вредная, - сказал Зорик. - Плюс, у меня дома живет тот, у кого оно составляет почти весь рацион. Хм, пока не забыл, надо бы проезд оплатить. Фэйр достал из кармана талон и пробил его в ближнем компостере. - Надо же... - удивился Зорик, разглядывая дырки в бумажной карточке, принявшие форму трех шестерок. - Вы видели номер этой машины? - Видел, видел... Только я атеист. Это необходимый атрибут в моей профессии. Старик продолжил атеистически пить молоко. - Да я вообще-то тоже не особо верующий, - сказал Зорик. - Но такие совпадения заставляют задуматься. О жизни... О Вселенной... О жизни во Вселенной, в конце концов... Даже о метафизических аспектах омниэкзистенции застав... - Ладно вам, - прервал его профессор. - Не издевайтесь. Мне и так этого хватает. К разговору подключился третий пассажир - человек в предельно функциональной военной куртке, все время нервно озиравшийся по сторонам, а последнюю минуту - пристально глядящий куда-то вправо. - Мне не хотелось бы вас прерывать, - медленно произнес он. - Но придется. И дернул стоп-кран. *** - Ящики в порядке, - доложил второй пилот, провозившись в грузовом отсеке добрых полчаса. - Ни единой трещинки, даже наклейки целы. "Не кантовать", и все такое... - Замечательно, просто замечательно... - сказал первый пилот. - Хорошая работа. В мозгу второго пилота сарказм отсутствовал как класс, так что он просто улыбнулся, довольный, что его наконец похвалили. Мало того, он решил начать самую животрепещущую на данный момент тему. - Мы ведь не так уж и сильно нарушаем закон, ведь правда? - спросил он первого пилота. - Там же не может быть ничего ужасного? - Может, - опровергнул это предположение первый. - Но нам за это платят деньги. Много денег. Он закинул ногу за ногу, достал сигарету и посмотрел на второго пилота: - Знаешь, почему я взял тебя с собой? - Нет. Честно, даже не представляю. - Потому что минимальный экипаж этого чуда... - он указал на интерьер кабины. - ...два человека. Ну, или не человека. Две личности, в общем. Второй обдумал услышанное. - И тренировка тут не причем? Я всего лишь бесполезный балласт? - Нет, ты очень полезный балласт, - заверил его первый. - А вообще, я пошутил. Это и правда обучающий полет. - С контрабандой? - Обучающий полет, максимально приближенный к реальным условиям, - пояснил первый. - Ну, хватит о мелочах. У меня для тебя есть важное задание. Ты когда-нибудь посадку совершал? - Два раза, - гордо соврал второй пилот. - Тогда валяй, спускайся в город, куда-нибудь поближе к морю. Я все же немного посплю. И не врежься в какой-нибудь кран - на них красные маяки поставлены. - Угу... - второй пилот пощелкал выключателями, случайно задев один лишний. Заметив это, он переключил его обратно, но было уже поздно - послышалось тихое "тлинк", и двигатели начали работать с небольшими перебоями. Транспортник понемногу стал опускаться. - Двигатели барахлят, сэр, - заметил второй пилот, решив свалить все на случайность. - Надо проверить, в чем дело. Первый пилот с нехорошим предчувствием взглянул на приборную панель, и взгляд его, замутненный борьбой одних стимуляторов с другими, мигом прояснился. - Это что такое?! - он ткнул второго носом в один из приборов. - ЧТО, Я ТЕБЯ СПРАШИВАЮ? Второй отчаянно попытался вырваться, но у него ничего не вышло. Единственное, что ему оставалось, это сфокусировать взгляд на показаниях того, во что его ткнули. - З-задница, сэр... - з-заикаясь, произнес он, прочитав показания индикатора топлива. - Чтоб тебя, - выругался первый пилот, взяв в руки штурвал. - Чего стоишь?! БЕГИ ЗА РЕЗЕРВОМ, ИДИОТ! Это надо же, сбросить бак... Транспортник еще держался на том, что осталось в самих двигателях, но было очевидно, что это ненадолго. Перебои становились все длиннее, и спуск постепенно переходил в падение. - Да, только планировать на этой штуке мне и не хватало... - первый оглянулся назад. - Что ты там возишься?! Ставь быстрее! Левый, потом ПРАВЫЙ! - Сейчас, сэр... Одну секундочку, - второй пилот наконец разобрался с зажимами. Раздался щелчок. Азбука Морзе снова превратилась в ровное гудение. Корабль замедлил ход, и земля прекратила приближаться. - А вот скажи мне, Чик... - попросил первый пилот, впервые назвав второго по имени. - Что подумают те, на кого упал наш топливный бак? - Мы за городом... Скорее всего, он ни на кого не упал. - О, неужели? Посмотри вон туда, напарник, - первый наклонил голову Чика. - Ну... Автобус, - подтвердил второй пилот. - Может, спустимся, поможем? - Знаешь, я бы спустился и помог. Только вот есть одно "но". У нас в грузовом отсеке три ящика непонятно чего, НО определенно нелегального, раз уж нам платят за доставку пять тысяч. Off we go. - А вдруг там кого-нибудь ранило? - спросил Чик. - Ты теперь контрабандист, - первый пилот вспомнил про сигарету, которая все еще ждала своего часа у него во рту, и наконец зажег ее, выпустив колечко дыма после первой затяжки. - Так что приготовься стать циничной сволочью. *** Автобус с заблокированными колесами пробороздил десяток метров асфальта и грациозно завалился набок прямо перед только что образовавшимся кратером. Сверху посыпались большие и маленькие обломки дороги, разбив несколько стекол и основательно помяв корпус. Первым, что нарушило воцарившуюся тишину, было слово, произнесенное откуда-то из кабины, водителем. - Молодой человек, - сказал профессор, теперь уже по праву использовав это словосочетание. - Относитесь к окружающим поуважительнее. Материтесь шепотом. Он открыл чемоданчик и достал оттуда платок, которым попробовал оттереть следы молока со своего пиджака. - Вот вам и высокие материи, - сказал Зорик, выбираясь из-под сиденья, куда его занесло экстренным торможением. - Зато не разбилось ни одной бутылки. - Рад за вас, юноша, - от пиджака профессор перешел в удалению следов молока из шерсти. - А вы, - обратился он к дернувшему стоп-кран мужчине, который безуспешно пытался открыть люк "запасного выхода". - Можете сказать, что это было? - Почем мне знать? - ответил тот, выламывая из креплений штатный эвакуационный молоток. - Просто что-то упало на дорогу. Он начал сбивать молотком осколки выбитых стекол, оставшиеся в рамах, очевидно, решив выбраться через крышу (точнее, через правый борт, который сейчас играл роль крыши). - Метеорит? - спросил водитель, подойдя к люку и открыв его за пару секунд, повернув пару рукояток на нужный угол. - Кстати, тут написано, как он открывается. Всем советую почитать. На случай таких вот форс-мажоров. - Нет, не метеорит. Иначе я бы его не успел заметить, - ответил мужчина, вылезая наружу. - А так у меня рефлекс сработал. Бомбы, знаете ли, падают как раз подобным образом. Отойдя от автобуса и заглянув в кратер, он крикнул. - Топливный бак! - Что? - Зорик помог профессору выбраться из автобуса, и тоже подошел взглянуть. - Топливный бак, говорю. Сбрасывают, когда топливо кончается - лишний вес никому не нужен. Только этот почти полный. - Занятно... - сказал фэйр, но вечер начал уже превращаться в ночь, а ему нужно было торопиться домой. Поэтому он повернулся к водителю, как к самому осведомленному в транспортных вопросах. - Мне нужно добраться до Пятой Оранжевой. Или хотя бы до Канцлеров. И срочно. - Ничем не могу помочь, - водитель показал на перевернутый и покалеченный осколками шоссе автобус. - Нам его не перевернуть, и даже если бы это удалось, он бы вряд ли куда-нибудь поехал. Он махнул рукой на капот, буквально расплющенный осколком размером с тумбу. - Так. Так, так, так... - Зорик посмотрел налево, где все еще была видна скоростная магистраль. - О, это обещает быть интересным, - заметил профессор, проследивший за его взглядом. - Будете голосовать? - Ничего не выйдет, - сказал водитель. - Там не останавливаются. Вас сметут в два счета. Лучше подождите, часа через два за нами приедет аварийная бригада. - Ну нет... Два часа - много, - сказал Зорик. - Рискну кого-нибудь остановить. - Я с вами, - неожиданно сказал бывший военный. - Мне тоже надо спешить. - Всем пока, - фэйр помахал рукой водителю с профессором. За несколько минут пройдя полкилометра прошлогодней травы, они с военным вышли к обочине автострады. Шум мегаваттных двигателей перекрывал все вокруг, а волны воздуха от проносящихся машин чуть не сшибали с ног. - Есть идеи? - спросил Зорик. - Что? - не раслышал мужчина. - Я СПРАШИВАЮ, ЕСТЬ ИДЕИ?! - повторил Зорик, десятка на полтора децибел погромче. - ЕСТЬ! - ответил военный, раскрывая самый оттопыренный карман своей куртки. Вытащив оттуда маленький, но массивный передатчик, он начал подкручивать на нем рукоятки. - КАКОЕ ТУТ У НАС САМОЕ МАССОВОЕ РАДИО?! Зорик проорал название радиостанции и ее частоту. - ХОРОШО! - мужчина немного отошел от дороги, чтобы получить возможность говорить нормально. - Итак... Немного поразмыслив над текстом будущего послания, он продолжил, говоря уже в передатчик, и одновременно держа кнопку фонового глушения частоты. "ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ ЗАПАДНАЯ МАГИСТРАЛЬ ЗАКРЫТА С ПЯТОГО ПО СЕДЬМОЙ КИЛОМЕТР. ВНИМАНИЕ, ПО ТЕХНИЧЕСКИМ..." Транспортный поток начал понемногу замедляться, и вскоре совсем остановился. Где-то сзади раздались нетерпеливые гудки. Военный выключил свой прибор и обвел рукой неподвижно стоящие обтекаемые груды хромированного железа. - Выбирай любую, - предложил он.